В поездках по стране россияне в среднем тратят 2279 рублей в день

Эксперты проанализировали туристическую активность россиян в начале 2025 года

  • Специалисты СберАналитики зафиксировали позитивную динамику туристических потоков по России: в первые месяцы года внутренние маршруты выбрали 35 млн граждан. Показатель превысил прошлогодний на 2%. Пик активности пришёлся на праздничные каникулы — 14 млн поездок в январе.

  • Рейтинг популярных направлений не изменился: столица приняла 18% всех туристов, Подмосковье — 14%, Северная столица — 7%, юг России — 5%, Ленобласть — 4%. Однако совокупная доля лидеров снизилась до 47% против 50% годом ранее. Туристы стали активнее осваивать новые маршруты. Стандартная длительность поездки — 5 суток.

  • Социальный портрет путешественников: основную долю составляют граждане средней возрастной группы 35–44 года (34%) и старше 45–54 лет (21%). Структура по уровню доходов: пятая часть имеет заработок 70–100 тысяч рублей, 13% получают 100–140 тысяч, 15% — свыше 140 тысяч рублей ежемесячно.

  • География поездок распределилась следующим образом: крупные города (от 250 тысяч жителей) аккумулировали 52% визитов. Малые населённые пункты привлекли треть туристов (31%). Чаще всего (76% случаев) люди ограничиваются одним населённым пунктом за поездку.

  • Суммарно траты россиян во время путешествий составили 374 млрд рублей за квартал. Преобладали электронные платежи. Ежедневный бюджет туриста достиг 2279 рублей на текущие нужды: питание, культурную программу, досуг, другие покупки. Проживание и билеты учитывались отдельно.

  • Региональные различия в тратах существенны. Средние расходы на путешествие по городам России варьируются от 1404 рублей в Ленобласти до 4–5 тысяч в ДФО и на Кавказе. В столице дневной бюджет составил 2142 рубля (спад на 2%), в Подмосковье — 1693 рубля (спад на 7%), Питере — 2431 рубль (рост на 16%), Краснодарском крае — 3024 рубля (рост на 15%).

  • Туристы распределяют деньги следующим образом:

    • покупка продуктов — 24%,
    • питание в заведениях — 13%,
    • шопинг — 12%,
    • заправка машины — 6%.
  • В общепите популярнее всего быстрая еда — 70% всех трат с чеком 560 рублей. Четверть туристов посещает рестораны (тратя в среднем 1775 рублей).

  • Как сообщил Константин Марков из Центра отраслевой экспертизы «Туризм» СберБанка, индустрия демонстрирует устойчивое развитие, хотя база сравнения уже довольно высокая. По его мнению, регионы обладают нераскрытым потенциалом при грамотном подходе к управлению туристическими ресурсами. Эксперт подчеркнул мультипликативный эффект отрасли для полусотни смежных направлений экономики.

  • Данные для исследования получены через аналитическую платформу «Туризм».
    Для анализа рынка СберАналитика опирается на обезличенные данные о поведении 110 млн потребителей и 6 млн компаний, что позволяет учитывать региональные и отраслевые особенности.