Содержание
Россияне всё чаще покупают еду и оплачивают путешествия онлайн
Как показало исследование СберАналитики, 56,8% покупателей интернет-магазинов — женщины, самая платёжеспособная категория — люди 35–44 лет
-
Рынок онлайн-покупок продолжает расти
Российский рынок онлайн-покупок уверенно растёт. За 11 месяцев 2025 года число покупателей в интернет-магазинах и приложениях (без учёта маркетплейсов) выросло на 15,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. При этом потребительские привычки и структура трат продолжают меняться. Такие результаты показало исследование СберАналитики в рамках подведения итогов 2025 года со Сбером.
-
По данным экспертов, быстрее всего увеличивается доля онлайн-покупок из продовольственных магазинов. Сегодня на заказы продуктов приходится четверть всех онлайн-расходов (24,4%), причём за год доля этой категории выросла на 4,6 процентных пункта. Вторая по объёму трат категория — услуги (18%). Здесь лидерами спроса стали турагентства (4,2%) и образовательные учреждения (3,5%). Замыкают тройку лидеров непродовольственные магазины: пользователи чаще всего оплачивали онлайн товары для строительства и ремонта (3,8%), одежду и аксессуары (2,9%), бытовую технику и электронику (1,9%).
-
Самые крупные онлайн-покупки связаны с планированием поездок. Средний чек в турагентствах — 19,2 тыс. рублей, на авиабилеты — 18,4 тыс., а на бронирование отелей — 12,4 тыс. Высокий средний чек также характерен для мебели и предметов интерьера — 15,2 тыс. рублей, бытовой техники и электроники — 7,9 тыс.
-
Кто и как тратит деньги в интнернет-магазинах
Большинство покупателей интернет-магазинов — женщины (56,8%). На них пришлось 53,3% онлайн-трат. Наиболее «женскими» категориями по доле расходов стали товары для красоты и здоровья (86,8%), хобби и увлечения (78,9%), канцтовары (74,1%), благотворительные ассоциации (73,6%) и домашние животные (72,7%). Мужчины лидируют в тратах, связанных с автотранспортом: запчасти и аксессуары (84,6%), аренда авто (76,9%), автодилеры (76,6%), топливо и автосервис (67,8%).
-
Ядром платёжеспособной аудитории стали люди в возрасте 35–44 лет — на их долю приходится 39,1% всех онлайн-трат, они составляют 36,5% от всех покупателей. При этом молодёжь от 18 до 24 лет отвечает за треть (33,3%) всех потраченных сумм. Наиболее активны они в категориях аренды автотранспорта (52,7% трат совершает молодёжь 18–34 лет) и при заказе фастфуда (50,6%).
-
География среднего чека отражает экономическое разнообразие регионов. Самые высокие средние суммы за онлайн-покупку зафиксированы в Чукотском автономном округе (1733 рубля), Москве (1561 рубль), Ямало-Ненецком автономном округе (1455 рублей), Ненецком автономном округе (1430 рублей), Мурманской области (1393 рубля), Санкт-Петербурге (1370 рублей), Московской области (1362 рубля), Камчатском крае (1345 рублей), Магаданской области (1282 рубля) и Ханты-Мансийском автономном округе (1232 рубля).
-
Исследование СберАналитики подготовлено с помощью аналитической Панели «Ритейл» и основано на агрегированной обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 111 млн покупателей и 7 млн юрлиц, а также данных из более 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учётом их отраслевой и региональной специфики.