СберАналитика и Платформа ОФД сравнили расходы россиян на гендерных праздниках
2023-03-21
Эксперты СберАналитики и Платформы ОФД изучили расходы россиян накануне трёх праздников — 14 Февраля, 23 Февраля и 8 Марта.

-
Самым затратным оказался Международный женский день, на втором месте — День защитника Отечества. А вот День святого Валентина с каждым годом становится всё менее значимым для россиян. Также в стране наметилась общая для всех праздников тенденция: траты на подарки сокращаются, а на рестораны и кафе — увеличиваются.
-
День святого Валентина отмечает всё меньше россиян
-
По данным Платформы ДФО, в этом году по сравнению с 2022 годом число покупок к 14 Февраля сократилось практически по всем категориям подарков. При этом их средний чек, наоборот, вырос. Открыток-валентинок в этом году влюблённые подарили друг другу меньше на 13% (средний чек — 121 рубль, +20%), цветочных букетов — на 11% (1690 рублей, +10%), услуг салонов красоты — на 11% (1382 рублей, +13%), нижнего белья — на 3% (654 рубля, +7%). Накануне 14 февраля россияне купили больше только мягких игрушек (число покупок выросло на 14%) и подарочных сертификатов (+18%). Но суммы в последних оказались меньше — в среднем 1630 рублей, что на 10% ниже прошлогоднего показателя.
-
Данные Сбор Аналитики тоже говорят о том, что в этом году накануне 14 Февраля россияне сократили расходы на подарки. Так, в 2022 году наблюдался рост продаж почти во всех магазинах, а в 2023-м далеко не все смогли получить прибыль. Объём транзакций в ювелирных отделах сократился на 12%, магазинов одежды — на 12%. Зато рост показали магазины косметики (+7%) и заведения общепита (+19%).
-
На 23 Февраля больше не дарят носки
-
Как отмечают эксперты Платформы ОФФ, всё больше мужчин в честь Дня защитника Отечества делают себе подарки сами. В основном покупают практичные вещи (число покупок строительного инвентаря и материалов для ремонта выросло на 11%) и дарят эмоции (количество купленных лотерейных билетов и ставок на спорт увеличилось на 57%).
-
В топ-5 подарков на 23 Февраля в этом году традиционно вошли одежда, обувь, электроника, спортивные товары и парфюмерия. Однако в каждой категории изменились лидеры. Если в 2022 году из одежды и аксессуаров чаще всего покупали носки, то в этом году в лидеры вырвались ремни, кошельки и перчатки, а число покупок носков снизилось на 22%. Среди электроники в прошлом году в топе продаж были умные часы, а в этом году — беспроводные наушники.
-
Среди спортивных товаров сохраняется высокий спрос на домашний инвентарь. Так, число продаж гантелей, гирь и других аксессуаров для домашнего фитнеса по сравнению с 2022 годом увеличилось на 10%, а средний чек — на 15% (теперь это 3210 рублей). Однако интерес к занятиям в спортзале тоже растёт. Число покупок абонементов в спортклубы увеличилось на 15%, а средний чек — на 9% (до 3170 рублей).
-
По данным СберАналитики, накануне Дня защитника Отечества рост продаж наблюдался в книжных отделах (+8%), косметики (+4%) и цветов (+4%). Но лучше всего дела обстояли в заведениях общепита, где в этом году 23 Февраля объём транзакций вырос на 14%, их количество — на 6%, а средний чек — на 8% (501 рубль).
-
8 Марта по-прежнему самый затратный, но любимый
-
Как показала статистика Платформы ОФД, накануне 8 Марта активно росли расходы россиян именно на те товары, которые показывали низкие продажи перед 14 Февраля. То есть сработал компенсаторный эффект, который перенёс часть «праздничного» спроса с начала февраля на начало марта. Это подтверждает традиционно высокое значение для россиян Международного женского дня и слабеющий интерес ко Дню святого Валентина.
-
В топ-5 покупок накануне 8 Марта вошли билеты в театры, музеи и выставки (их число по сравнению с прошлым годом выросло на 52%), духи (+31%), женское нижнее бельё, шоколад и конфеты (по +11%), а также посуда (+10%).
-
А вот ювелирных изделий и бижутерии мужчины в этом году подарили меньше, чем в 2022 году, — число покупок украшений снизилось на 17%. Также реже стали покупать букеты и цветы (-5%) и подарочные сертификаты (-7%).
-
Эксперты СберАналитики подтверждают, что накануне 8 Марта динамика рынка была более позитивной, чем перед 14 и 23 Февраля. Продажи цветочных магазинов выросли на 36%, рестораны и кафе показали рост на 30%, салоны красоты и магазины игрушек — на 18%, книжные магазины — на 13%. Хуже обстояли дела в этом году в магазинах одежды (объём транзакций сократился на 15%), косметики (-12%) и обуви (-9%).
-
Исследования СберАналитики строятся на обезличенной информации о потребностях и предпочтениях 106 млн покупателей и 6 млн юрлиц, а также данных из более 70 внутренних и внешних источников, что позволяет детально анализировать различные рынки с учётом их отраслевой и региональной специфики.