Содержание
Каждый четвертый платёж россияне совершают альтернативными методами

Исследование показало рост новых форм расчётов в магазинах на 16% за год
-
В контексте общего роста доли безналичных платежей в России эксперты СберАналитики проанализировали, как развиваются альтернативные методы оплаты. Выяснилось, что доля альтернативных платежей возросла на 16% за последние 12 месяцев. Данные представили на форуме «Неделя Российского Ритейла — 2025» в рамках сессии «Технологии: от визионерства к реальности».
-
В категорию альтернативных вариантов оплаты включили биометрические платежи по лицу, QR-коды и платежи через смартфоны по технологии NFC. Год назад эти виды оплаты охватывали 20% от всех покупок, сейчас — уже 23%. Популярные способы оплаты в России распространены неравномерно: чаще их используют москвичи, жители Свердловской области, Татарстана и ХМАО.
-
Внутри альтернативных платежей доминируют два направления: QR-коды набрали 13,5%, мобильные NFC-платежи — 9,2%. Особенно быстро растут QR-платежи — за первые месяцы 2025 года доля выросла на 30% относительно начала прошлого года. Доля бесконтактных оплат телефоном практически не изменилась.
-
Географическое распределение альтернативных способов оплаты показывает концентрацию в центре: лидирует Московская область с 25%, затем Москва с 24,6%. Однако другие регионы показывают похожие данные: Свердловская область — 24,3%, Татарстан — 24,5%, ХМАО замыкает топ-5 с результатом 24,4%.
-
QR-технологии особенно востребованы в столице (16,1%), Кабардино-Балкарии (16%), МО (15,6%) и ЯНАО (15,5%). Мобильные бесконтактные платежи распространены в ДФО: Сахалинская область показывает 13%, Чукотский АО — 12,9%, Приморье и Камчатка — по 11,4%.
-
Анализ по населению выявил чёткое возрастное распределение: альтернативными методами активнее всего пользуются люди от 18 до 44 лет. У этой группы более четверти всех покупок происходит при помощи новых технологий. Молодёжь 18–24 лет предпочитает QR-коды — этот способ составляет 16% их операций. Граждане 35–44 лет чаще выбирают NFC-платежи — с их помощью выполняется около 12% покупок.
-
Также выявлены различия по гендерному признаку: мужчины используют современные платёжные решения активнее — 26% покупок, в то время как у женщин 19%. Мужчины чаще расплачиваются при помощи гаджетов.
-
Данные получены с помощью платформы «Мониторинг экономики регионов». Аналитическая работа СберАналитики строится на анонимных сведениях о покупательском поведении 110 миллионов граждан и 7 миллионов организаций, включая информацию из более чем 70 различных источников для всестороннего анализа экономических тенденций по отраслям и территориям.